Home » Здоровье » Профессия врач: новые горизонты

Профессия врач: новые горизонты

В последние годы конкурс на врачебные специальности неуклонно растет, так же как и качество подготовки абитуриентов. В этом году, например, средний конкурс на обучение в вузах Минздрава за счет бюджета превысил 10 человек на место. При этом требования к врачам постоянно повышаются. Врач сегодня должен не только хорошо знать теорию, разбираться в новых технологиях и владеть современными методами лечения. Сегодня врач должен постоянно учиться, чтобы успевать за прогрессом современной медицины. Чтобы российские врачи могли соответствовать самым высоким требованиям, в стране проводятся глубокие реформы профессионального медицинского образования. Об этом 6 сентября говорилось на общем собрании Ассоциации «Совет ректоров медицинских и фармацевтических высших учебных заведений»

В последние годы российское здравоохранение стало одной из самых динамично развивающихся отраслей. Не стоит на месте медицинская наука, пытается от нее не отставать и реальная врачебная практика. Постоянно возникают и внедряются высокие медицинские технологии, модернизируется лечебное и диагностическое оборудование, инновационные методики становятся профессиональными стандартами, активно внедряются цифровые технологии, развивается информационная инфраструктура здравоохранения.

Врач сегодня — это не просто искусный врачеватель и диагност, но и талантливый «технолог», который должен разбираться в современных методиках, уметь работать на новейшем оборудовании и вообще быть открытым всему новому.

Воспитание и подготовка такого врача требуют не меньше инноваций, нестандартных решений и системных реформ, чем развитие технологий и материальной базы здравоохранения. «Сегодня медицинский вуз – это сплав фундаментальных знаний и инновационных технологий, современных лабораторий и симуляционно-тренинговых центров с применением виртуальной и дополненной реальности, но базой являются лучшие врачебные традиции: сочувствие, доброта, внимание к каждому больному», — считает министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова.

В последние годы в системе профессионального медицинского образования произошли просто-таки тектонические сдвиги, которые решительно переориентировали медицинские вузы на интенсивное развитие и тесное взаимодействие с реальной врачебной практикой.

Прежде всего, Минздрав РФ разработал и внедрил образовательные стандарты третьего поколения, которые в большей степени ориентированы на практику и обеспечивают большую гибкость в освоении новых медицинских методик. Прошедшие обучение по новым стандартам выпускники вузов первыми испытали на себе и новую для нашей страны систему допуска к профессиональной деятельности – аккредитацию медицинских работников, которая поэтапно внедряется с 2016 года. Чтобы получить право работать врачом выпускники вузов теперь проходят специальное испытание, в ходе которого они должны продемонстрировать не только свои теоретические познания, но и практические навыки, и способность к самостоятельному клиническому мышлению. Аккредитация предполагает независимую профессиональную оценку квалификации соискателей по единым федеральным критериям. В текущем году первичную аккредитацию успешно прошли более 98 % выпускников медвузов по 8 базовым специальностям. С этого года аккредитацию начали проходить и выпускники медколледжей – специалисты со средним профессиональным образованием.

В прошлом году вступил в силу порядок поступления в ординатуру, также предполагающий обязательный аккредитационный экзамен по единым стандартам и учитывающий сумму баллов, полученных студентами за разные достижения во время учебы. Благодаря ему процесс стал максимально беспристрастным, прозрачным и основанным на объективных достижениях студентов. А со следующего года будет поэтапно вводиться аккредитация и выпускников ординатуры.

До 2021 года в систему аккредитации будут вовлечены все медработники страны. Для этого предполагается создать 17 дополнительных независимых аккредитационных центров – в каждом округе Российской Федерации и в каждом городе-миллионнике (97 первичных аккредитационных площадок уже работают). Раз в пять лет все медики будут доказывать независимой комиссии соответствие своей квалификации требованиям быстро развивающейся профессии. Поэтому современный врач должен учиться всю жизнь. Для этого вместо устаревшей системы повышения квалификации Минздрав создает современную систему непрерывного медицинского образования. Так, в стране создан единый федеральный портал непрерывного профессионального образования, которым уже пользуются свыше 300 тыс. врачей.  Как поясняет зампред комитета ГД по охране здоровья Леонид Огуль, раньше медики проходили курс повышения квалификации объемом в 144 часа один раз в пять лет в течение месяца, а теперь могут воспользоваться специальным порталом с прекрасным наполнением, который позволяет получить качественное образование в любой точке страны.По словам Вероники Скворцовой, создание специальной федеральной информационной системы с возможностью повышения квалификации прямо на рабочем месте позволяет врачам «бесконечно развиваться».

Уникальный для нашей страны опыт Минздрава по созданию системы, контролирующей качество подготовки в вузах, создающей действенную обратную связь практики и образования и вовлекающей профессиональное сообщество в развитие профессионального образования, – уже заинтересовал и Минпрос, и Минобрнауки. Системы, аналогичные аккредитации медицинских работников, теперь могут появиться и в других сферах профессиональной деятельности.

Но прогресс не стоит на месте, и «новые майские указы» Президента поставили перед системой здравоохранения еще более высокие задачи. Так, к концу 2021 года должен быть устранен дефицит кадров в первичном звене здравоохранения, а к 2024 году – полностью восполнена потребность в так называемых «традиционно дефицитных» специальностях: анестезиологи-реаниматологи, фтизиатры, рентгенологи, радиологи и др. Кроме этого, поставлена задача повышения уровня квалификации медицинских кадров.

Для решения этих задач профессиональное медицинское образование должно освоить новые для себя функции и начать еще более предметно работать с конкретными проблемами практического здравоохранения. Так, сейчас создаются механизмы более плотного взаимодействия медицинских вузов с «подведомственными» территориями и более активного их участия в решении кадровых проблем на местах. Это касается и восполнения дефицита специалистов, и повышения уровня квалификации всех медицинских кадров.

В частности, Минздрав вменяет в обязанность медицинским вузам сопровождение своих выпускников в начале их практической деятельности. Речь при этом идет не только о дистанционном, статистическом контроле их «успешности», но и о выездах комиссий вузов на места работы выпускников и наблюдении за ними «в деле». При этом задача вузов состоит не только в совершенствовании процесса обучения следующих поколений студентов, но и в помощи региональным системам здравоохранения, конкретным медицинским организациям, внедрении в них индивидуального дополнительного образования медицинских работников.

Сделать так, чтобы в каждой больнице или поликлинике нашей страны работали высококлассные специалисты, оказывающие качественную медицинскую помощь на современном уровне, – задача сложнейшая. Она требует не только упорного труда и настойчивости, но и смелых неординарных решений, способных серьезно поменять наши привычные представления о системе профессионального образования вообще. Но уверенно и планомерно идти по этому пути необыкновенно важно для страны, ведь от решения кадрового вопроса в здравоохранении зависят жизнь и здоровье людей.

Источник

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *